Главная » Идеология » Виктор Чернышев. Почему Находящиеся в духовном поиске предпочитают секты?

 

Виктор Чернышев. Почему Находящиеся в духовном поиске предпочитают секты?

 

Разрешение вопроса о природе культового обращения является центральным для понимания правильного оказания помощи жертвам деструктивных культов и ведения стратегии их восстановления. Об этом в подробностях — Виктор Чернышев, профессор Киевской духовной академии, сектовед.

238_01_.Русский-мир

Иностранные специалисты, работающие в этой области, придерживаются трех различных точек зрения относительно присоединения людей к деструктивным культам и сектам. 1

Первая точка зрения: не «культ» и «секта», а «новая религия»

На одной стороне дискуссии находятся ученые-обществоведы и теологи, которые предпочитают избегать слов «культ» и «секта», заменяя их термином «новая религия». Они полагают, что «новые религии обеспечивают альтернативную социализацию и смысл для молодых людей, которые не могут найти свою нишу в «традиционных» стилях жизни и религиях». 2

Вторая точка зрения: людей присоединяют к сектам обманом

Другие считают, что «культовое обращение вызывается без осознанного согласия участника». 3 То есть, люди присоединяются к сектам не потому, «что они делают разумный выбор, а потому, что их обманули» (Е. Баркер). 4 Этот процесс является обольщением («священным обманом»), а не свободным выбором, сделанным на основе необходимой и достоверной информации. В данном случае, как отмечает профессор Ф.В. Кондратьев, это «соответствует психотехнологии формирования ДДД-синдрома (deception, dependency,  dread – обман, зависимость, страх), ДДД-синдром включает в себя  сокрытие действительных целей культа, камуфлирование первоначальной «бомбардировкой любовью» последующей жестокой эксплуатации, подавление собственной личности с полным подчинением культу и страх как главный     инструмент   манипулирования, основанный   на  постоянно поддерживаемом чувстве вины». 5

Третья точка зрения: те, кто в сектах, психически нездоровы

Специалисты, придерживающиеся третьей точки зрения, склонны рассматривать участие в деструктивных сектах и культах «как признак лежащих в основе психиатрических заболеваний, семейной дисфункции или парадоксальной попытки достичь зрелости и независимости через личное подчинение абсолютному авторитету». 6

Секрет успешности современных деструктивных организаций достаточно очевиден. Они используют три основные потребности каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих. В современном обществе человек чувствует себя достаточно одиноким. Сегодня многие жалуются на социальную изоляцию: дети, лишенные внимания родителей, матери-одиночки, несчастливые супружеские пары, престарелые родители, о которых не желают заботиться дети. Потребность в общности – это гораздо больше, чем просто обычное желание эмоциональных отношений с другими людьми. Она требует крепкой привязанности и преданности между людьми. Поэтому человек невольно ощущает симпатию и влечение к тем социальным институтам, которые, по его мнению, способны восполнить недостающее звено его душевного комфорта и дать ощущение счастья.

238_02_.Русский-мир

Вербовка, или По доброй воле?

Как это ни странно, но в большинстве случаев вербовка в тоталитарную секту происходит все же на добровольной основе и ложится на почву уже подготовленную предыдущей жизнью потенциальной жертвы. Это люди из т.н. «группы риска». Будущие жертвы, как правило, обладают определенными личностными особенностями, и у них складывается специфический характер отношений с окружающими и миром в целом.  Авторы И. Олейник и В. Соснин выделяют следующие качества:

— низкая самооценка с постоянной, зачастую агрессивной готовностью к защите своего ущербного  «Я»;

—  переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать причины своих жизненных неудач на близкое окружение или общество в целом;

— социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы;

— сильная (как правило, не  удовлетворенная) потребность в присоединении или принадлежности к значимой группе.

Приведенный набор характеристик является всего лишь обобщенным портретом личности потенциального сектанта, потому что вступление в секту – это одна из возможных форм разрешения кризисной жизненной ситуации, но не единственная.

Немаловажное значение в определенном ряде случаев попадания в деструктивную организацию имеют мотивы духовного роста и самосовершенствования. Часто это самообман, связанный со стремлением компенсировать переживание комплекса неполноценности, повысить самооценку и, что особенно важно, найти группу, в которой человек будет востребованным и счастливым. Однако возникает следующий вопрос.

Почему находящийся в духовных поисках отдает предпочтение деструктивному культу, а не традиционным религиям?

По-видимому, дело в том, что значительная часть будущих адептов тоталитарных сект – это люди, которые стремятся наиболее легким, быстрым (с точки зрения развития личности) способом достичь определенных результатов. При этом нужно учесть, что деструктивные культы работают, как правило, адресно и ориентируются на различные индивидуальные жизненно важные потребности человека. Можно выделить приблизительно следующие группы риска, у каждой из которых будут свои мотивы согласия на вербовку:

1. Люди, остро переживающие какую-то личную драму. Это может быть смерть близкого человека, развод, потеря работы и средств к существованию, психологическая травма, возрастной кризис. В таких ситуациях человек ощущает себя незащищенным, разочарованным, дезориентированным. Реакция на переживаемый кризис у людей разная и зависит от силы характера. Если человек винит в своих неудачах сложившиеся обстоятельства, то он инстинктивно ищет путь от избавления от них и  ориентируется на поиск нового круга общения и новых обстоятельств.

2. Люди, считающие, что их высокие идеалы и устремления к большим достижениям остались невостребованными и неоцененными в привычном социальном окружении.

3. Люди, чрезмерно интересующиеся темами мистики, эзотерики, оккультизма. Повышенное внимание к сенсационной, выходящей за рамки обыденного, информации религиозно-оккультного характера является не последней по значимости причиной попадания людей в тоталитарные секты.

4. Люди с комплексом патологического альтруизма. Сам по себе альтруизм – весьма положительная и конструктивная черта характера человека. Однако чрезмерный альтруизм и уступчивость чужим интересам может принимать патологические формы, формируя удобные для лидеров тоталитарных сект кадры с определенными качествами. Такому человеку лишь достаточно сказать, что кто-то очень сильно нуждается в его помощи, и он тут же  бросится безоглядно  помогать. Даже если комплекс патологического альтруизма на момент вербовки в секту не  явно выражен, то в дальнейшем он будет развиваться прямо пропорционально тем средствам и силам, которые человек вкладывает в секту.

5. В группу риска попадают идеалистически настроенные подростки, молодые люди, а также всевозможные «правдоискатели» и «правдолюбцы». Такие личности протестуют против всевозможных проявлений несправедливости в обществе, жаждут быть приобщенными к воплощению каких-то великий идей и целей, спасающих все человечество.

6. Люди с остро неудовлетворенной потребностью в самоутверждении и социальном признании, но при этом не сформировавшие ценностно-смысловых ориентиров своей жизни. Деструктивный культ предоставляет таким людям определенную сферу деятельности, позволяет реализовать себя, окружает психологически комфортной атмосферой общения.

7.  Люди, которые не умеют самостоятельно принимать правильных решений. Либо те лица, которые запутались в последствиях своих решений и психологически устали от необходимости что-то выбирать. Они не хотят нести ответственность за свой неправильный выбор. Эта категория людей согласна следовать чужим решениям и чужой воле. Такие личности готовы ограничить свою свободу и сознательно уменьшают число альтернатив для себя. Тоталитарная секта для них просто находка. Ведь она регламентирует все стороны жизни своих адептов.

Таким образом, человек, потерявший свои жизненные позиции, либо не  сумевший реализовать себя в той или иной сфере, с заостренным чувством справедливости, жаждущий активной деятельности во благо всего человечества, вступив в культ, опять находит себя и возобновляет потерянную связь с миром.

238_03_.Русский-мир

Как известно, общество пренебрегает неудачниками, однако в культах они являются  «братьями», да к тому ж еще и «богоизбранными». В данном случае богоизбранность — это проявление формы протеста против общественного зла, ограждение от окружения путем создания мира избранных, отделяющих себя от всех остальных особенной верой, культом, моральными правилами. Культовое отделение от мира, общества, семьи, друзей еще больше заостряет потребность принадлежать к идеальному сообществу. Попав в такое религиозное сообщество, верующий ценит свою принадлежность к нему и поэтому всецело подчиняется его традициям, отстаивает его идеи и всячески подчеркивает свою духовную близость (братство) с другими членами.

Причины и мотивы присоединения к сектам и культам

Специалисты-сектоведы выделяют определенные группы причин, побуждающие людей присоединяться к культам и сектам. Большинство авторов указывают на 4 основные группы: интеллектуальные, эмоциональные, социальные и духовные 8, но есть ряд исследователей, которые полагают, что таковых причин значительно больше9.

Рассмотрим основные мотивы вступления людей в секты:

1. Духовные мотивы —  поиск Бога, смысла жизни, стремление найти ответы на глобальные вопросы, которые дают толчок к изменению личной и общественной жизни.

2. Моральные мотивы – надежда найти постоянную мировоззренческую систему, новое место в мире, новую идентичность; стремление к целостности: поиск контакта с собой, другими, ближайшим окружением и своей культурой. Человек пытается приобрести такое религиозное мировоззрение, которое будет способствовать установлению в мире общей гармонии, соединять сакральное и секулярное (мирское), мистическое и научное, духовное и телесное, такую  благодатную атмосферу, в которой творческий потенциал будет  реализован, где воздадут должное способностям. Человек стремится достичь значимости собственного индивидуального существования, например, участием в социальных программах: помощь пожилым, нищим, больным, инвалидам и т.д. Таким образом удовлетворяется потребность в стабильной системе норм и ценностей.

3. Социальные мотивы —  стремление избавиться от одиночества, найти новых друзей, атмосферу теплой дружеской поддержки, солидарности. Реализуется стремление быть частицей общего дела, почувствовать свою значимость, создать определенный образ себя самого, осознать собственную    исключительность     и     неповторимость. Благодаря нашему социальному поведению мы вступаем в различные отношения с другими людьми и осуществляем наше стремление стать частью группы или активным членом общества. Когда какая-то социальная группа разрушается, и человек оказывается «за бортом», то культы тут как тут, чтобы «подобрать» этих людей и завладеть ими.

4. Психофизиологические    мотивы   —  проблемы  физического и  психического   здоровья,   необходимость  духовной   поддержки  из-за тяжелой психической травмы; разнообразные кризисные ситуации: неизлечимая   болезнь,   несчастный   случай;   проблемы  социальной адаптации (у больных наркоманией, алкоголизмом).

5. Интеллектуальные (познавательные) мотивы – современный человек

стремится подойти с научной точки зрения  к толкованию истин, которые соединяют онтологические, теологические, космологические основы, достижения научных открытий и элементов светской культуры.  Человек хочет получить готовые ответы на неотложные вопросы, которые порождаются современной динамичной, нестабильной жизнью.

6. Практические мотивы –  адепты могут получить реальную  материальную, гуманитарную  помощь, навыки  овладения  новой  техникой, изучить иностранные языки, устроиться на престижную   работу, оздоровить детей в пределах страны, за границей и т.д.

238_04_.Русский-мир

Тактики и стратегии

Процесс вовлечения новых адептов в секту имеет тщательно разработанную стратегию. По свидетельству Французской Ассоциации защиты семей, он разделяется условно на четыре этапа: 10

1 этап (польстить и соблазнить): нового человека окружают заботой и вниманием так, чтобы он ощутил полную заинтересованность в понимании его проблем. Адепта буквально «бомбят любовью», используя лесть и обман, восхваляют его качества, играют на самолюбии;

2 этап (нейтрализовать психозащитные качества личности и ее способности критически воспринимать действительность): достигается благодаря созданию таких условий жизни (диета, лекции, проповеди, совместные моления, медитации, изучение доктрины секты), когда адепт не может остановиться и задуматься над тем, что он делает и как живет;

3 этап (закрепить членство в группе, стимулировать социальные разрывы):  семья, друзья, общество – враги, поскольку не разделяют его убеждений; утверждение в собственной исключительности и избранности;

4 этап (сделать возвращение к обществу невозможным): «спасение» человека и его «вечная жизнь» ставятся в прямую зависимость от  пребывания в секте и послушания ее лидеру, доминирует мотивация, что очень неумно отступать, когда цель близка.

Обозначенные выше этапы направлены на то, чтобы быстро и крепко привязать человека к культу или секте, затуманить его сознание и развить комплекс полной инфантильности. Однако  конечная цель обращения в деструктивных культах заключается в том, чтобы вербуемый безусловно и окончательно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанной группой. Все это достигается при помощи изменения сознания, создания новой личности и установления психологического контроля. По признанию многих специалистов (С. Хассен,  М. Сингер, Р. Лифтон), занимавшихся вопросами психологического воздействия, именно контроль сознания является определяющим признаком деструктивности культа.

________________________________________

1Стив К. Доброу-Айхель. Депрограммирование: исследование одного случая. Пер. и  ред. Е. Волкова. Нижний Новгород. 1997, стр.8-9.

2 Указ. соч. Стив К. Доброу-Айхель, там же.

3 Там же.

4 Ф.В. Кондратьев, С.Н. Осколкова.  Аналитический обзор: медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект. 2000. стр.26.

5 Ф.В. Кондратьев.  Указ. соч., стр. 26-27.

6 Стив  К. Доброу-Айхель. Указ. соч., стр. 8-9.

7 Олейник И.В., Соснин В.А. Почему люди тянуться в тоталитарные секты. Из кн. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. Москва:Генезис. 2005.

8 См. Джош Макдауэлл. Дон Стюарт. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Москва. «Протестант». 1993, стр.11 – 14.

9 В.М. Петрик, В.В. Остроухов, А.А. Штоквиш. Социально-правовые основы соцбезопасности. стр.353 – 355.

10  Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности. РАГС, 1998. Стр.366-368.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий