Главная » Идеология » Виктор Чернышев. Понимание свободы и своеволия в Божественном Откровении о человеке

 

Виктор Чернышев. Понимание свободы и своеволия в Божественном Откровении о человеке

 

свободасвобода2

 

Свобода – это печать нашего богоподобия. Это триумф и победа в духовной борьбе. Без этого свободы не будет никакой, наоборот – это будет лишь звериный оскал клыков злодея. Сегодня большинство людей находится в рабстве, и человек – всегда раб своих страстей именно потом, что страсти не свои, они всегда чужие для духа и паразитирующие на духе человека.

Свобода — это неотъемлемый дар, которым Бог удостоил человека, такое его достояние, от которого он не может отказаться, так как оно совпадает с самим его существом (как неистребимый образ Божий в человеке). Когда человек стремится жить «по своей воле», осуществляя себя в жизни по собственному разумению, то отсюда рождается «своеволие», которое ведет к еще большему заблуждению.

Такая безосновательная свобода (т.е. не имеющая основы) вырождается в ощущение невыносимой пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Например, у героев Достоевского, провозглашающих своеволие, как основной принцип жизни (роман «Бесы»), эта пустота заполняется фантазиями и болезненными идеями. Человек становится пленником собственных помыслов, измышлений, а свобода, обернувшаяся своеволием, извергает наружу все человеческие пороки – гнев, ярость, протестные настроения…

Ценности, признаваемые как Абсолют, должны быть таковы, чтобы включать в себя свободу как непреложное условие человеческого существования, как бытийное свойство. В противном случае эта верховная ценность уничтожит и поглотит человеческую свободу, обречет человека на рабское идолопоклонническое служение – служение «кумирам века сего» — это так называемые западные демократические ценности, нередко отторгаемые православной христианской совестью.

Подлинной ценностью может быть только живая Личность, неограниченная в Своём бытии конечностью существования, неуязвленная грехом, но Личность абсолютная, стоящая над трагическими полюсами мира, над временем, над пространством.

Такой Личностью является только личный Бог – Творец неба и земли. Только Ему человек обязан даром своей свободы; именно он возвестил человеку: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными».

Подлинная свобода – это освобождение сердца от всего чужого ему. Это выход из тварного, опредмеченного, страстного состояния, это приобщение к божественным совершенствам. Сам образ божий дан человеку в потенциальной возможности стремления к своему Первообразу, и Творец ожидает от твари воплощения этого замысла в жизнь. Подобие же Божие в человеке – это именно задание, требующее осуществления на земле исходящей от Бога воли, чтобы пребывать нам в подлинной свободе.

Свобода же недуховного человека, неверующего, ищущего Царства Божьего на земле, а не в своём сердце, зависит от «длины его цепи». Следует уточнить – той цепи, на которую он вольно или невольно, но позволил себя посадить.

Не то страшно, что люди приходят ко Христу путем греха, путем мытаря и разбойника, ибо многие из нас приходили к Нему так – но то страшно, что даже во Христе грех люди нередко утверждают (секты, расколы, ереси).

Часто человек готов прийти ко Христу, но на своих, человеческих, условиях. Здесь вспоминается притча о том, как однажды в стадо овец пришла делегация волков и заявила: «Вот мы, волки, давно хотим дружить с вами, овцами. Но как только мы приходим всей нашей стаей в вашу овчарню для дружбы с вами, ваши сторожевые псы поднимают такой лай, что мы только и успеваем спасаться бегством. Уберите ваших сторожевых псов, и мы придем для заключения с вами вечного мира».

Следует помнить, что подлинная свобода всегда неразлучна с истиной. Поэтому «жить по духу» — это значит жить из центра, значит, согласно святоотеческой мысли – «внимать внутреннему человеку». Бог действительно даровал человеку свободу, но дьявол сковал его волю грехом, подменив царственную свободу произволом своеволия – худшим из всех видов рабства:

…………………………….

Ничтожный сын толпы людской

На дверь утраченного Рая

Глядит с усмешкой и хулой.

А тех, кого зовут стремленья

К святой духовной чистоте

Клеймят позором отреченья

И распинают на Кресте.

С.Бальмонт

Свобода всегда неразлучна с истиной, но можно исповедать, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, даже «истину в неправде». Так, в коммунистической идеологии понятие свободы коренится не в слове Евангелия, а в повествовании о грехопадении человека, который срывает запрещенный плод, дабы уподобить себя Богу. Это свобода «революционного почина», где мы видим первого бунтаря и революционера в лице демона, который позже превратится в демократа и будет учить первых людей «демократическим ценностям» в Раю. Таким образом свободе послушания Божьей воле («да будет воля Твоя») противостоит свобода революционного почина. Отныне вместо присутствия в жизни человека самого Творца, он получает взамен со-весть. Отныне вера (ведь Бога – то «не видно»!) становится опытом свободы, потому что трагизм свободы и заключается в возможности грешить. Наши прародители сами низвели себя до положения «простых вещей мира сего», подчинили себя «физическому закону причинности», как бы растворили себя среди вещей ничтожных и суетных.

Изначально иерархия ценностей состояла в том, что дух человека жил Богом, точнее Его заповедью, душа – духом, а тело – душою. В результате грехопадения эта связь была разрушена и отныне дух, поскольку утратил непосредственный контакт с Творцом, стал паразитировать на душе, душа паразитировать на теле, в результате чего возникли различные псевдорелигиозные изводы человеческой мысли (магия, оккультизм, шаманизм), и страсти, неуправляемые волей и рассудком человека.

Христос сказал: «Если пребудете в слове Моем <…> познаете истину, истина сделает вас свободными» (Иоанн. 8:31).  В этом слове усматриваются три фактора: 1) пребывание в слове Его; 2) познание Истины; 3) освобождение Истины, а не самовластие. «Стойте в свободе, которую даровал Вам Христос» (Гал.5:1).

Формула греха разрушает нашу свободу, а это «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Т.е. во-первых, наши страстные устремления, неуправляемые рассудком и волей; во-вторых, желание приобрести ценности этого мира, в-третьих – встать на социальную ступень лестницы как можно выше. Отсюда мы прилепляемся к тому, что «окружает двери нашей плоти» и становимся язычниками (ср. «ищите прежде Царства Божьего и славы Его»).

С того времени, как Адам стал рабом греха – все люди до скончания века являются рабами, кроме тех, кого освобождает Христос, как и написано: «Первый человек – из земли, перстный… Каков перстный, таковы и перстные. Второй человек – Господь с неба… Каков небесный, таковы небесные». (1Кор.15:47).

Кто такой «перстный» человек? Это блудник, лживый, злой, лукавый, лицемерный, неспособный к любви, злопамятный, лихоимец, хищный, неправедный, тщеславный, гордый, самодовольный. Поскольку только в нашем желании сохранилось наше самовластие, то нам следует возжелать освобождения от рабства греха, совершить свой «исход из плена Египетского», взыскать нашего освободителя – Христа и испросить у Него для себя свободы. Следует заметить, что существует три вида спасительного Пути, которые в святоотеческом богословии именуются как «Золотой путь»:

— не грешить и творить добрые дела;

— если грешим, то каяться и по мере сил творить добрые дела;

— если грешим и не умеем каяться, то без ропота терпеть в своей жизни скорби, болезни, страдания и негоразды для нашего очищения.

«Если Сын освободит Вас, то истинно свободны будете» (Иоанн.8:36).

Наш ум обычно связан узами заблуждений, суеверий и недоумений. Если мы прилепимся к Христу, он даст нам Самсонову силу для борьбы с грехом: «Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть прощать грехи – говорит расслабленному: тебе говорю – встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мр.2)

Епископ Феофан Затворник пишет: «Отпущение грехов – чудо внутреннее, духовное; исцеление от расслабления – чудо внешнее, физическое. Этим событием оправдывается и утверждается излияние силы Божьей и в порядке мира нравственного, и в течении мира физического… Сознание свободы также сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божьих действий; следовательно, их призвание также твердо стоит, как сознание свободы.

Повторимся: подлинная свобода – это освобождение сердца от всего чужого: это выход из тварного, опредмеченного состояния, приобщение Божественным совершенствам. Дьявол узурпировал право Бога решать, что есть добро и зло, сковал волю человека грехом, подменил царственную свободу произволом своеволия. Поэтому так важно определить расхождение двух концептуальных отличий: в свободе подлинной и в свободе ложной. Ложная свобода определяется внешними социально-политическими реформами, здесь «общественное бытие определяет сознание» — это материалистическая, плотская, заземленная, ищущая везде «своего», а не того, что угодно Богу. Первая свобода вложена в уста святого Исаака Сирина: «Истина Божия познаётся силою жития».

Для человека, живущего в импульсах страстей и греха, заповеди кажутся рабством и игом, но Господь сказал: «Иго Мое благо».

Существует три вида свободы:

  1. «свобода от…» стесняющих обстоятельств, нравственных норм, от моральных ограничений. Это свобода хаоса, произвола и революций;
  1. «свобода для…» творчества, поиска Смысла, Истины; для раскрытия талантов, возможностей самореализации в созидательной деятельности человека;
  1. «свобода во Имя…» Бога, Творца. Это высшая форма свободы, ее подлинная сущность, но именно ограниченная требованиями абсолютных принципов морали, на которых Библия настаивает.

Хочется отметить, что сегодня под свободой современный либерализм понимает оправдание страстей. Весьма экзотических страстей, навязываемых нам Западом. Страсти, однако, не могут удовлетворить человеческой души, потому что они, будучи выродками, продолжают вырождаться в патологические формы. И эта патология тоже требует свободы, поэтому либерализм должен прийти к вседозволенности, причем не только провозгласить, но и оправдать вседозволенность.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий