Виктор Чернышев. Церковь на Голгофе
В сентябре исполнилось 96 лет со дня издания Послания Патриарха Тихона (Белавина) к архипастырям Русской Православной Церкви, в котором зазвучал призыв к отказу от всяких политических выступлений и от вмешательства в политическую борьбу. Вот его содержание: «Многократно с церковной кафедры обращались мы к верующим со словами пастырского назидания о прекращении распрей и раздоров, породивших на Руси кровавую междуусобную брань. Но и доныне эта брань не прекращается, и кровь обильным потоком льется по всему обширному пространству Русской земли. … Не мимоидут эти ужасы и нас, священнослужител
Говорят, что наша Церковь готова будто бы благословить иностранное вмешательство в нашу разруху, что она намерена звать варягов придти наладить наши дела…
Обвинение голословное и неосновательное. Мы убеждены, что никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто не спасет России от нестроения и разрухи, пока правосудный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно в «нового человека», созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4:24).
Указывают на то, что при перемене власти служители Церкви иногда приветствуют эту смену колокольным звоном, устроением торжественных богослужений и разных церковных празднеств. Но если это и бывает где-либо, то совершается или по требованию самой новой власти или по желанию народных масс, а вовсе не по почину служителей Церкви, которые по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила святой Церкви, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций…»
Великое горе обрушилось на Россию после государственного переворота 1917 года. Пала монархия. Уже с лета 1918-го Ленин беспрестанно призывал «провести беспощадный массовый террор». В его призывах были не только расстрелы (за первые два года только в Петрограде было расстреляно 550 священников, а по стране — около 10 тыс. человек — от монахов до епископов), но и «вешать и уничтожать любыми способами». И чекисты старались вовсю, находя разнообразие в способах исполнения призывов вождя: рубили шашками, вешали, стреляли, сжигали в пароходных топках, топили в баржах на море…
Священник Никифоров-Волгин
В декабре по решению «тройки» НКВД, после длительных мучительных допросов, на полигоне НКВД недалеко от поселка Бутово под Москвой был расстрелян епископ Аркадий ( Остальский) и сброшен в общую могилу. В это же время происходили допросы архиепископа Фаддея (Успенского). «Тройка» и его тоже приговорила к расстрелу. Высокопреосвящен
Такая кровавая вакханалия прокатилась по всей стране. Трудно объяснить причину столь свирепой жесткости по отношению к Православной Церкви большевиков, с садистским пристрастием творящими расправу над невинными жертвами. Ключевой же фигурой в нападках на Церковь стал для чекистов святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всея Руси, избранный таковым на Московскую кафедру 23 июня 1917г. Узнав о своем избрании на литургии в Троицком подворье, он выступил с большим посланием перед посольством собора и прихожанами. В частности он сказал: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач и стон и горе…сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину… Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни… Но да будет воля Божия!… избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию».
4 декабря 1917 года в Успенском соборе Кремля состоялась интронизация Патриарха. Тем временем красный большевистский переворот, подобно гангрене, уже расширял свои границы. Солдаты, охранявшие Кремль, вели себя развязно, смеялись, курили, сквернословили. Только когда Патриарх вышел из Кремля, они, скинув шапки, опустились на колени под благословение. Регулярная российская армия стала называться Добровольческой, встав под руководство А.И.Деникина, но одновременно большевиками началось проведение мобилизации в Красную армию.
Лето 1921 года ознаменовал голод. Голод был на руку большевикам, ведь бескровно уничтожались сотни и сотни недовольных их политикой сограждан, а с оставшимися изможденными и обессиленными людьми справиться было уже легко. И свидетельством такому подходу стал секретный документ, подписанный Лениным 19 марта 1922 года: «Товарищу Молотову для членов Политбюро. Строго секретно. Просьба не в коем случае копий не снимать…ЛЕНИН. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (а поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Нам во чтобы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько миллионов золотых рублей. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать это не удастся… ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который либо обеспечил бы нам сочувствие этих масс, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализацию этих масс… ЛЕНИН».
Если к этому добавить одновременное указание Ленина: «Чем большее число представителей духовенства удастся нам расстрелять, тем лучше…», то перед нами предстанет самый отвратительный государственный террор и грабеж Церкви. Сразу же подверглись ограблению Страстной монастырь, храм Христа Спасителя, Александро-Невск
О масштабе грабежей можно судить по скромным подсчетам: изъятие эти дали большевикам сумму в 100 раз превышающую сумму годового бюджета страны! И что, большевики закупили на эти деньги хлеб для голодной страны? Как бы не так! Ведь даже главной причиной голода была не столько засуха (она случалась и ранее), а политический результат «продразверстки»
Тогда же синхронно в дело включилась идеологическая борьба с церковными канонами. Была предпринята попытка разрушить Церковь изнутри. Возникло т.н. движение «обновленцев» в недрах Церкви — смоделированный НКВД раскол для ее же уничтожения. Обновленцы во главе с Александром Введенским явились в Москву на Троицкое подворье и потребовали от Святейшего оставить патриарший престол и созвать Поместный Собор. Патриарх отказался, отправив самозванцев-раск
Большевики прекрасно понимали, что только арестами и расстрелами православие не искоренить. Наоборот, кровь мучеников во все времена была семенем христианства. Вот тогда и была предпринята раскольническая авантюра. 2 мая 1923 года с помощью ЦК обновленцы захватили храм Христа-Спасителя
В вихре свободы от совести и морали новая власть наворотила тогда много. Да и как не наворотить, если тотальное уничтожение духовных основ — чести, порядочности, добра, милосердия — продолжалось с маниакальной отчаянностью под руководством «самого человечного человека», «вождя мировой революции». Ленин еще до 1917 года причислял священнослужител
Между тем, антирелигиозная борьба в стране набирала силу. Большевистские вожди начали новый виток за искоренение канонического православия в Стране Советов. Так, 30 июля 1918 года Ленин наложил запрет на исполнение колокольного звона. Помните, у Игоря Талькова:
«Высокой музыкой времен
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но даже самый тихий он
Кому-то не давал покоя..»?
В декабре 1919 вождь с присущим ему темпераментом наваливается на религиозные праздники: Пасху, Рождество, святителя Николая и другие. В одном письме (25.12.1919) он пишет: «Надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы». Запрещены были крещения и свадьбы. Ленин пишет в оргбюро ЦК РКП (б): «Я за исключение из партии участвующих в обрядах» (30.05.1919). После такого впечатляющего пролога легко понять, что вся эта кровавая антирелигиозная истерия требовала кульминационного акта. Этим кульминационным актом стало уничтожение главного храма России — храма Христа Спасителя. Здесь решение ЦК выполняли медленно. Вначале храм ограбили внутри и обобрали снаружи. Сбросили колокола и раздели купол с позолотой. Но вот стены, сделанные из больших блоков облицовочного белого камня, спаянные свинцом, не поддавались ни специальным зубилам, ни кувалдам (с другими церквами было проще — их громили махом). Вот в таком убитом и униженном виде храм стал раздражать большевистское руководство. Всех тогда подгонял Сталин, бывший семинарист-недоу
Нарождающаяся большевистская партия во главе с Лениным тогда решала все — это очевидно. Но для воплощения ее безумных идей должны быть исполнители: саперы, взрывотехники, монтажники, чернорабочие… Как объяснить, что народ безропотно молчал, или же, наоборот, с энтузиазмом разрушал бесценный памятник истории? Демьян Бедный, подвизающийся в первых рядах богоборчества в стране, изливая свой необузданный восторг и стараясь подобострастно заслужить очередную кость с хозяйского стола, писал:
От храма «Христа Спасителя» — фить!
Нет и помину.
Исчез неизвестно куда!
Вот это темпы, да!
Нам радость, а старому — драма
От такого, сказать с позволения, храма.
Но были и другие мнения. Потомок С.Т.Аксакова — Николай Владимирович Арнольд — написал стихотворение, которое переписывали от руки московские интеллигенты и распространяли в своей среде сочувствующих:
Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа.
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал.
Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор!
Удивительно, но тогда даже «пролетарский писатель» М.Горький, которого трудно заподозрить в сочувствии к религии, написал в одной из своих статей: «Большевизм — национальное несчастье, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши русской культуры в хаосе возбужденных в них диких инстинктов».
Так велась борьба с канонической Православной Церковью в стране Советов. Как сегодня ведется борьба с канонической Церковью в Украине? Безусловно, мы живем сейчас в другом измерении, и открытых массовых погромов, законодательно закрепленных властью, сегодня пока нет. Но поползновения такие имеются на местах. Хотя мне могут попенять верующие западных областей Украины и напомнить лихие 90-е, когда именно при попустительстве президента Кравчука такие погромы осуществлялись повсеместно. Три православные епархии при нем были разгромлены полностью. Был дан зеленый свет расстриге Филарету Денисенко. Так вмешательство государства в дела Церкви приводит к появлению расколов и внутренних нестроений. Сегодня УПЦ испытывает давление со стороны раскольничьих псевдоправославн
Прозападный курс сегодняшнего правительства стремятся активно навязать и Церкви, что, безусловно, разрывает единое гражданское тело страны. В этом процессе не последнюю скрипку играют и греко-католики, перенесшие свой центр сегодня в Киев из Львова. В 1596 году в западных областях Украины «поэкспериментир
Безусловно, все это сегодня играет на руку тем глобальным международным силам, которые стремятся сокрушить славянский ареал в его геополитическом измерении, поставив на службу Западу и США в виде дешевой рабсилы на рынок минимальных затрат. Не зря Украина теряет сегодня миллионы своих сограждан. Они просто лишние. Безусловно и то, что такое предательство по отношению к своим предкам (уния), веками исповедующих византийское христианство, дает дополнительные козыри и протестантской экспансии, а точнее — сектантской, где эти «браконьеры от религии» ведут тотальную охоту за дезориентированн
Сегодня наиболее активная раскольническая псевдоцерковная структура — это т.н. «Киевский Патриархат», никем не признанный в мире, возглавляемый расстриженным монахом Филаретом (Денисенко). Исполняя послушную роль инструмента в борьбе с канонической Церковью, расстрига вдохновляет последователей на захват православных храмов, инициирует судебные процессы по отчуждению храмового имущества и недвижимости. На Украине масса расколов, и раскольники всех мастей стремятся урвать для себя что-то, толкуя о своей легитимности и каноничности, подобно детям лейтенанта Шмидта из бессмертного «Золотого теленка» Ильфа и Петрова.
Или вот крупнейшая секта чернокожего Аделаджи; тоже не осталась в стороне. Афера с банком «Кинг Кэпитал» показала всю «духовность» этого пастора, где десятки людей оказались без жилья на улице. Попал ли за финансовую пирамиду и аферу с жильем чернокожий пастор под суд? Не смешите своим вопросом киевлян — но только не тех, которым тогда было не до смеха. Он и дальше продолжает «пасторствовать»
Или вот «сайентология», она же — «дианетика», она же — «хаббард-колледж
Мы можем долго и последовательно перечислять наличие расколов и деструктивных сект в стране, в чем нет сейчас необходимости. Все деструктивные действия как в области политики, так и возникновение расколов и ересей — в области духовной, — всегда опираются на реально существующие противоречия, разделяющие народ, а такие противоречия есть всегда (например, в области духовной: «…дабы открылись меж вами искусные» (1Кор. 11:19)). Новизна ситуации лишь в том, что за последние десятилетия были разработаны эффективные технологии для того, чтобы средствами воздействия на сознание так углубить разделяющие людей трещины, чтобы превратить естественные человеческие противоречия в раскол и посеять антагонизм между ними.
К отрицательным явлениям следует отнести и процессы стремительной политизации религиозной жизни в Украине, вовлечение в нее политических партий националистическ
Духовно-психолог
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.